свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон

Власть и общество

История развития архивного дела в Поспелихинском районе В мае 2014 года исполнилось 90 лет архивной службе Поспелихинского района. Зарождение архивного дела в районе связано с образованием Поспелихинского района. Первым документом, подтверждающим наличие в районе архива является протокол совещания председателей и членов Поспелихинской, Калмыцко-Мысовской, Ново-Алейской волисполкомов от 28 мая 1924 года, где на совещании был рассмотрен вопрос о выборе членов Поспелихинского райисполкома и о передаче делопроизводства и архива волостных исполкомов райисполкому. Первым архивным работникам был Галанов- заведующий общим отделом райисполкома, на которого были возложены обязанности, оборудовать в районе помещение под архив. Само помещение размещалось при гараже в ограде райисполкома, от других помещений отделялось капитальной стеной, двери и запоры очень слабые, сквозь щели попадает снег, помещение в зимний период не отапливалось.

За 90 лет во главе районного архива работало 22 человека, 9 из них мужчины, с 1924-1960 годы в архиве работали только мужчины. Наибольший стаж работы у Поповой Екатерины Петровны, отдавшей кропотливой архивной работе более 14 лет, Москалевой Тамары Петровны — 25 лет.

Архивный фонд района представляет многосторонний комплекс источников по истории района, имеющие архивные материалы раскрывают экономическую, культурную и общественную жизнь района. В состав архивного фонда входят документы органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, планирования и статистики, сельского хозяйства, народного образования, печати, культуры, здравоохранения, соцобеспечения, физкультуры и спорта, общественных организаций которые являются исторической ценностью достояния Алтайского края.

Самый ранний документы, хранящийся в архиве – это документы с 1919 года — приказы волисполкома по воинским частям и призыве в армию. Наиболее интересные документы отложились в фондах Ново-Алейской, Поспелихинской, Калмыцко-Мысовской волости — приказы военного комиссариата по воинским частям призыве в Красную армию, помощи семьям красных партизан, списки членов православных церквей, опись имущества церквей переписка волисполкомов со Змеиногорским уездом о создании исполкомов, формировании партизанских отрядов за рекой Алей.

Количество документов, находящихся на хранении в 142 фондах составляет более 25 тысяч. ед. Архивный отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Основами Законодательства РФ «Об архивном фонде РФ и архивах», Федеральными законами, Положением об Архивном фонде РФ, Законом Алтайского края «Об архивном фонде Алтайского края и архивах», решениями органа местного самоуправления, положением « Об архивном отделе администрации Поспелихинского района.

Основными обязанностями архивного отдела, в соответствии с архивным законодательством, является обеспечение сохранности, описания и передача документов на государственное хранение в установленные законом срок, использование архивных документов, для конституционного обеспечения прав и интересов жителей района.

Отдел проводит свое работу согласно годовому плану, утвержденному главой района и согласованным с управлением архивного дела администрации Алтайского края. Ежегодно проводится паспортизация ведомственных архивов. На 1 января 2015 года в список источников комплектования архивного отдела входило 33 организаций района.

Для проведения экспертизы ценности документов во всех ведомствах созданы ЭК. Разработаны положения об ЭК., составлены планы работ ЭК. Где предусмотрены такие виду работ. Подготовка и передача документов в архив, о внесении измени в номенклатуры дел, о списание документов временного срока хранения с истекшими сроками, работа ЭК протоколируется. В течение многих лет упорядоченность и передача документов составляет 100%. Стабильная работа ведомственных архивов в значительной мере зависит от того, какое отношение к формированию своих документов сложилось у руководителей и ответственных за делопроизводство.

На основании архивного законодательства РФ АК на архивные отдел возлагается обязанности приема на государственное хранение документов по личному составу учреждений, организаций, предприятий всех организационно-правовых норм при ликвидации, реорганизации в случае отсутствия у них правопреемников. Работа с такими учреждениями строится на договорных началах . Первый прием таких документов был осуществлен в 1992 году от завода мясокостной муки. Всего за весь период приняты документы от 84 ликвидированных учреждений.

Жизнь документа сравнима с жизнью человека, документ имеет на себе отпечаток времени, попадая в архив, архивист в полное мере может оценить качество ведения делопроизводства, изъяны которого могут значительно ограничить, а в ряде случаев сделать невозможным использование документа. Поэтому архивный работник заинтересован в качественном ведении делопроизводства должен принимать в его совершенствовании. Ведь на сколько качественней документ, достоверность заложенных сведений, точность реквизитов — настолько он ценен как источник информации.

Во время смотров обновляются составы ЭК. Уточняются номенклатуры дел, вводится индивидуальная инструкция по делопроизводству.

Важное место в деятельности занимает работа по использованию документов архивного фонда района. Большое поступление в архив документов по личному составу привело к существенному росту количества запросов социально-правового характера в 2000 году — 62, 2001 — 75, 2002 -179, 2003 — 326, 2004 — 477, в 2015 – 1500 (наивысшее обращение граждан в архив района по краю среди районного звена), Возникли новые для архивной службы виды запросов, прежде всего о подтверждении стажа работы с вредными условиями труда, о выдаче сведений о заработной плате на умерших людей.

Кроме социально-правовых запросов различным учреждениям и организациям выданы справки о переименовании школ, населенных пунктов, по просьбе пенсионного фонда подготовлено и о всех ликвидированных, реорганизованных учреждениях района, В качестве исследователей в 2015 году в архиве работали 11 человек.

В области формирования АФ производится прием управленческой документации и по личному составу, прием фотодокументов, документов от граждан, утверждение описей на ЭПМК, согласование номенклатур дел, положений об архиве и ЭК, инструкций по делопроизводству и исторических справок.

Проанализировав состояние архивного дела на современном этапе можно прийти к выводу, что главным направлением работы на ближайшие годы должна стать деятельность по обеспечению сохранности и безопасности архивного фонда района, укрепление материально-технической базы, по сохранению документов реорганизованных и ликвидированных организаций. Особое внимание требует работа по организации использования документов, к сожалению на этот вид деятельности (кроме выполнения плановых показателей) времени не остаются (поступление запросов не планируется.

Способ реализации этих задач подсказывают повседневная практика, опыт коллег в других районах, советы и консультации работников управления архивного дела администрации края.

Информационное обеспечение деятельности организаций района, активизация просветительской работы архива позволяет сформировать понимание властью необходимости оперативного решения наболевших проблем, отказаться от казавшихся несерьезными требований архивной работы в сфере комплектования, описания архивных документов. Постоянно стоит очень важная задача — донести до руководителя любого ранга, что крупная структура, если она стремится иметь солидную деловую репутацию, должна прийти к необходимости соблюдения общепринятых норм в работе с документами.

Заведующая архивным отделом Администрации Поспелихинского района Т. Москалева
17 Декабря 2015 Власть

Система здравоохранения района представлена центральной районной больницей и 6-ю амбулаториями, 13 фельдшерско-акушерскими пунктами. В отличие от многих районов штатная численность укомплектована, хотя и находится на ниженормативном уровне. Обеспеченность врачами на 10000 населения составляет 20,4.  еще факты