свернуть
Настроить размер шрифта
Обычный
Увеличенный
Большой
Огромный

Настройка фона сайта
Светлый фон
Черный фон

О нормах законодательства о занятости в части взаимодействия с работодателями

 

Представление информации о вакансиях 

Законом о занятости (п. 3 ст. 25) предусмотрена обязанность работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Порядок представления работодателями  указанных сведений и информации установлен постановлением  Правительством Российской Федерации от 30.12.2021 № 2576.

С 01.01.2022 определенные категории работодателей обязаны размещать вакансии на единой цифровой платформе.

Данные требования касаются следующих работодателей:

среднесписочная численность сотрудников которых  за прошлый год превышает 25 человек;

 органов государственной и муниципальной власти;

 государственных и муниципальных учреждений (в  том числе унитарных);

 юридических лиц, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования;

вновь созданных (в том числе в результате реорганизации) организаций, у которых среднесписочная численность сотрудников превышает указанный предел.

Остальные работодатели могут представлять вакансии на бумажном носителе с описью (непосредственно в ЦЗН либо почтовым отправлением), по электронной почте.

При направлении сведений о вакансиях на  бумажном носителе либо скан-копий по электронной почте они должны быть заверены работодателем (должны содержать должность, ФИО, подпись, печать и (или) угловой штамп).

Работодатель, зарегистрированный на единой цифровой платформе  и не разместивший информацию о вакансиях, считается проинформировавшим органы службы занятости об отсутствии вакансий (п. 40 Порядка представления, обработки информации на единой цифровой платформе (постановление Правительства РФ от 13.05.2022 № 867)).

Обязательства работодателей по ежемесячному представлению вакансий в органы службы занятости также закреплены в  Региональном соглашении между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на  2021-2023 годы (п. 2.3.4).

Представление иной информации и сведений

Законом о занятости (п. 2, 3 ст. 25) помимо информации о вакансиях регламентировано представление органам службы занятости следующих сведений:

при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в  письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;

при введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий;

ежемесячно:

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок представления работодателями сведений и  информации также установлен постановлением  Правительством Российской Федерации от 30.12.2022 № 2576.

В целях организации проведения оперативного мониторинга состояния рынка труда, в том числе представления работодателем сведений и информации, предусмотренных п. 2 ст. 25 Закона о занятости (далее оперативный мониторинг) принят приказ Минтруда России от 26.01.2022 № 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения», утверждающий перечень информации, предоставляемой работодателями и индивидуальными предпринимателями на единую цифровую платформу.

В данный приказ также включено информирование работодателями органов службы занятости о решениях об организации дистанционной (удаленной) работы.           

Получение государственной услуги содействия в подборе 

необходимых работников 

Работодатели в целях получения государственной услуги в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление  в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг                                            (п. 3.1 ст. 15  Закона о занятости).

Заявление подается на основании информации о вакансии, опубликованной на единой цифровой платформе.

Работодатели вправе обратиться в центр занятости населения или МФЦ за содействием в подаче заявления в электронной форме.

Работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственной услуги.

В органах службы занятости работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и  муниципальных услуг,  а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и  иных сведений в электронной форме.

С 01.01.2022 года размещение в  службе занятости сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, подбор работников, согласование кандидатуры, выдача направлений на  работу проводится посредством единой цифровой платформы.

Все услуги единой цифровой платформы  предоставляются бесплатно.

О недопущении признаков дискриминации в  информации

о вакансиях

П. 6 ст. 25 Закона о занятости запрещает распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав  или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к  общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).

Лица, распространяющие информацию о  свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 13.11.1 КоАП РФ – наложение административного штрафа на граждан – от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей).

Примеры  дискриминационных признаков

Дискриминационными будут фразы «ищем сотрудника славянской внешности», «русской национальности», «только для граждан РФ». В данном случае присутствуют предпочтения в зависимости от расы, цвета кожи, национальности.

Недопустимо указывать в вакансии следующее: «Примем на работу молодую, стройную девушку приятной внешности». Просматриваются три дискриминационных условия: возраст, пол, внешность, которые не относятся к  деловым качествам сотрудника. Также можно отнести – «рассматриваем резюме только с фото». Такие требования работодатели необоснованно предъявляют к  секретарям, администраторам.

Судимость может стать препятствием в  приеме на работу только в предусмотренных законом случаях. Например, если требуется воспитатель или преподаватель. В других случаях требование об  отсутствии судимости дискриминационно.

Распространенное требование, связанное с  отсутствием у соискателя маленьких детей, не что иное, как дискриминация по  семейному положению.

Также если компания, пропагандирует принципы ЗОЖ, не следует указывать, что предпочтения отдаются сотрудникам без вредных привычек и любителям спорта. В любом случае, эти требования не  относятся к деловым качествам потенциальных работников, а значит, носят дискриминационный характер.

Верховный суд в постановлении Пленума от  17.03.2004 № 2 разъяснил, что под деловыми качествами работника понимается способность лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у  него: профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации) и личностных качеств (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Перечень дискриминационных формулировок открытый, поэтому важно исходить из того, относится ли то или иное требование к деловым качествам сотрудника. Если же  нет, то во избежание риска привлечения к административной ответственности, рекомендуется исключить его из вакансии.

Об обязанности работодателей по созданию и  выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Ст. 24  Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает работодателей в  соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Работодателям, численность работников которых  составляет более 100 человек, установлена квота приема на работу инвалидов в  размере четырех процентов к среднесписочной численности работников, работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35  человек и не более чем 100 человек, установлена квота приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников в  соответствии с Законом Алтайского края от 06.07.2006 № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов».

Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в  других субъектах Российской Федерации.

Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота для приема на работу инвалидов в соответствии с  законодательством субъектов Российской Федерации, на территориях которых они расположены, исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и  представительств работодателя.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в  среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по  результатам специальной оценки условий труда.

Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Правила выполнения работодателем квоты для приема на  работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от  14.03.2022 № 366 (вступило в силу с 01.09.2022).

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается в количестве одного рабочего места для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

За невыполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

В рамках региональной программы содействия занятости населения реализуются мероприятия, направленные на  стимулирование работодателей к приему на работу инвалидов молодого возраста (от  18 до 44 лет).

Суммы возмещения затрат включают:

оснащение (оборудование) специального рабочего места – 105 тысяч рублей на одно рабочее место;

частичная оплата труда инвалидов – 1  МРОТ/человек;

оплата труда наставника инвалида – 0,5  МРОТ/человек;

создание инфраструктуры доступности рабочего места – 105 тысяч рублей на одно рабочее место).

Порядок предоставления субсидий работодателям при трудоустройстве инвалидов молодого возраста утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 30.12.2011 № 792 «О реализации в Алтайском крае полномочий в области содействия занятости населения».

Минимальный размер оплаты труда 

С 01.06.2022 минимальный размер оплаты труда для работников бюджетной сферы составляет 15279 рублей в месяц (постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 973  «Об особенностях исчисления и установления в  2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым-шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). С районным коэффициентом  - 19098 рублей 75 коп.

В крае действует Региональное соглашение о  размере минимальной заработной платы, заключенное между Правительством Алтайского края, Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов и краевыми объединениями работодателей, в соответствии с которым минимальная заработная плата для работников внебюджетного сектора экономики составляет 16638 рублей, (с 01.01.2022), с районным коэффициентом – 20797 рублей 50 копеек. 

Программа субсидирования найма безработных граждан

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 года № 362  «О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и  индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан», в 2022 году предусмотрено возмещение юридическим лицам, некоммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям затрат, связанных с  трудоустройством безработных граждан Фондом социального страхования Российской Федерации.

Субсидия предоставляется на компенсацию затрат при выплате заработной платы при трудоустройстве:

безработных и ищущих работу граждан из числа молодежи в  возрасте до 30 лет;

безработных граждан, трудовой договор с которыми прекращен в  текущем году по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя);

работников, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников, трудовой договор с которыми заключен в текущем году в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 77 Трудового Кодекса РФ;

граждан Украины, граждан Донецкой Народной Республики, граждан Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, получивших удостоверение беженца или получивших свидетельство о предоставлении временного убежища на территории  Российской Федерации.

Принятые на работу граждане должны быть трудоустроены на условиях полного рабочего дня с учетом установленного правилами внутреннего трудового распорядка режима рабочего времени.

Чтобы получить господдержку, работодателю нужно обратиться в ЦЗН для подбора специалистов под имеющиеся вакансии. Прием заявлений на участие в программе реализован на единой цифровой платформе.

Через месяц после трудоустройства граждан, работодателю необходимо направить заявление на получение субсидии в Фонд социального страхования Российской Федерации с указанием данных о трудоустроенных безработных граждан.

Субсидия предоставляется в размере МРОТ, увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по истечении              1-го, 3-го  и 6-го месяцев после трудоустройства.

30 Сентября

Преобладающими отраслями промышленности района являются пищевая и перерабатывающая. Основные из них ООО «Макаронная фабрика», ОАО «Поспелихинский комбинат хлебопродуктов», ЗАО «Поспелихинский молочный комбинат». На них приходится 65 % производимой в районе промышленной продукции. На 1 января 2013 года количество хозяйств, субъектов всех отраслей экономики составило 363 единиц, из них основная доля принадлежит коммерческим организациям  еще факты