В соответствии с
Законом об ипотеке,
закладная – это ценная бумага, удостоверяющая права залогодержателя по
обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. Закладной
удостоверяются следующие права ее законного владельца:
1) право на
получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без
представления других доказательств существования этих обязательств;
2) право залога
на имущество, обремененное ипотекой.
Электронная
закладная – это бездокументарная ценная бумага, имеющая равную юридическую силу
с ее бумажным эквивалентом и отличающаяся от него лишь по своей форме, а также
упрощенным порядком оформления и выдачи.
Возможность
оформления закладных в электронном виде появилась с 01.07.2018 после внесения
соответствующих изменений в Закон об ипотеке. В настоящее время Росреестр продолжает развивать электронное взаимодействие с кредитными организациями в целях сокращения сроков оформления ипотеки и повышения уровня безопасности сделок, предметом которых является
недвижимость.
Относительно
порядка оформления электронной закладной необходимо отметить следующее.
Электронная закладная составляется сторонами сделки: залогодателем (лицом,
предоставившим имущество в залог) и должником (если залогодатель не является
должником по обеспеченному ипотекой обязательству). Электронная закладная
составляется в виде электронного документа путем заполнения в электронном виде
формы, размещенной на портале государственных услуг или на официальном сайте
Росреестра и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью
(далее – УКЭП) залогодателя (должника) и залогодержателя (кредитора). Настоящая
форма электронной закладной утверждена Приказом
Росреестра от 17.06.2020 № П/0203.
Составленная
электронная закладная направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением
о выдаче электронной закладной. Данное заявление представляется в орган
регистрации прав также в форме электронного документа, подписанного УКЭП
залогодателя (должника) и залогодержателя при регистрации ипотеки на основании
договора, а в случае регистрации ипотеки в силу закона, в форме электронного документа, подписанного УКЭП залогодержателя и залогодателя.
С учетом
изложенного практически происходит упрощение процедуры оформления ипотеки.
Электронная закладная подготавливается и направляется в орган регистрации прав непосредственно банком, что значительно сокращает
временные затраты сторон сделки на стадии оформления прав на недвижимое
имущество.Далее не позднее
одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о выдаче электронной закладной, если это заявление подается после
государственной регистрации ипотеки, либо не позднее одного рабочего дня,
следующего за днем государственной регистрации ипотеки, орган регистрации прав
вносит в регистрационную запись об ипотеке сведения об электронной закладной.В электронную
закладную, в частности, вносятся сведения о государственной регистрации права и
ипотеки, о дате регистрации, об органе, зарегистрировавшем право и ипотеку.
Далее закладная подписывается УКЭП государственного регистратора прав и
передается на хранение в депозитарий (банковское хранилище ценных бумаг),
указанный в электронной закладной. При этом орган регистрации прав не позднее
одного рабочего дня с даты выдачи электронной закладной уведомляет об этом лиц,
обратившихся с соответствующим заявлением, в порядке
и способами, которые установлены Приказом Минэкономразвития России от
25.03.2016 № 173.С учетом
изложенного, после регистрации ипотеки посредством системы межведомственного
электронного взаимодействия электронная закладная передается органом
регистрации прав на хранение в депозитарий, указанный банком, что также
значительно сокращает временные затраты и приводит к снижению суммы расходов на
получение и транспортировку закладных к месту их хранения для заинтересованных
лиц. Относительно
внесения изменений в электронную закладную, необходимо отметить, что они
совершаются также в электронном виде путем заключения соглашения об изменении
закладной.
Для внесения
изменений в электронную закладную залогодержатель - владелец электронной
закладной и залогодатель (должник) обращаются в орган регистрации прав с
совместным заявлением в форме электронного документа. Изменения в электронную
закладную вносятся посредством заполнения формы соглашения о внесении изменений
в электронную закладную на портале государственных услуг или на официальном
сайте Росреестра и подписываются УКЭП залогодателя (должника) и залогодержателя.
Орган
регистрации прав после проверки информации у депозитария о владельце электронной закладной, указанной в заявлении, не позднее одного
рабочего дня, следующего за днем получения от депозитария необходимых
подтверждающих сведений, вносит изменения в регистрационную запись об ипотеке, подтверждает внесение указанных изменений УКЭП на соглашении о внесении изменений в электронную закладную и направляет его в указанный
депозитарий. Далее депозитарий вносит необходимую запись о снятии ограничения
по счету депо и направляет информацию об этом своим депонентам в соответствии с
законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Помимо
изложенного, следует иметь ввиду, что при погашении регистрационной записи об
ипотеке обращение с заявлением об аннулировании электронной закладной не
требуется.
А.В. Аникина,
специалист-эксперт отдела организации, мониторинга и контроля
Управления
Росреестра по Алтайскому краю
Об Управлении Росреестра по
Алтайскому краю
Управление Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
(Управление Росреестра по Алтайскому краю) является территориальным органом
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
(Росреестр), осуществляющим функции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере
осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества,
землеустройства, государственного мониторинга земель, государственной
кадастровой оценке, геодезии и картографии. Выполняет функции по организации
единой системы государственного кадастрового учета и государственной
регистрации прав на недвижимое имущество, инфраструктуры пространственных
данных РФ. Ведомство осуществляет федеральный государственный надзор в области
геодезии и картографии, государственный земельный надзор, государственный
надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров,
оценщиков и арбитражных управляющих. Подведомственное учреждение Управления -
филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю. Руководитель Управления, главный регистратор Алтайского края - Юрий
Викторович Калашников.
Контакты для СМИ
Юлия Морозова пресс-секретарь Управления
Росреестра по Алтайскому краю
+7 913-247-86-04; +7 (3852) 29 17 27
22press_rosreestr@mail.ru
www.rosreestr.ru
656002, Барнаул, ул. Советская, д. 16
САМОЕ АКТУАЛЬНОЕ О РАБОТЕ
ВЕДОМСТВА
в Instagram rosreestr_altaiskii_krai
Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге
недвижимости)"